«Диор: под знаком искусства» - именно под таким названием проходит сейчас ретроспектива творчества Дома Моды «Кристиан Диор» в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Выставка эта, поистине великолепная и волшебная, в который раз является доказательством того, что творчество современных художников – модельеров является в высшей степени искусством, а не ремеслом.
Восхищаясь, удивительной красотой, лёгкостью и женственностью творений Диора, невозможно представить какой сложный путь проделывает художник прежде, чем явить миру своё дитя – произведение искусства и красоты. Красота, тем не менее, начинается с идеи, рождающейся в голове гения, обретает свою первую осязаемую форму на бумаге в виде эскиза и затем проходит ряд этапов своего фантастического, волшебного превращения в объемную, шуршащую, струящуюся, облегающую форму. Однако, не будем вдаваться в процесс рождения произведения, а будем лицезреть и наслаждаться результатом. Красота, как и вера, доказательств не требует, она просто делает наш мир намного радостнее и добрее.
Почему я часто употребляю слова волшебный и сказочный? Потому только, что попадая в выставочные залы, каждый из которых рассказывает свою историю Великого Дома Моды, создаётся ощущение ирреальности, фантастичности и фантазийности окружающего. Чего только стоят расшитые золотом наряды фараонов коллекции от-кутюр весна-лето 2004 года. А идеальная форма сумки Lady Dior, постепенно формирующаяся из камня? Разве всё это не волшебно? А эти платья-цветы, платья-кустарники, платья-сады, вдохновленные детством Диора! «Сад охранял моё детство» - говорил о саде Кристиан Диор на вилле «Les Rhumbs» в Гранвиле, где он вырос. Его мать Мадлен, его вечная муза, страстно любила цветы. Кристиан пошёл по её стопам, восхищаясь формами растений, их окраской, красотой весёлой и щедрой природы. Его мир – это мир «Сада» Ренуара или «Лета в Нормандии» Боннара. Ах да, забыла Вам сообщить, коллекции платьев Диора экспонируются в сопровождении произведений искусств, будь то живопись, предметы интерьера или фотографии, привезённых из Национального музея Версальского Дворца, Музе де Орсе, Третьяковской галереи, а также из музея Кристиана Диора в Гранвиле.
А какие великолепные сказки сочинял Кристиан Диор о России, Востоке, Дальнем Востоке, об испаноговорящем мире. Весь земной шар в одном зале! Остановимся у России? Пожалуйста – коллекция от-кутюр весна-лето 1988. Вечерний наряд «Шахерезада». Линия одежды «Pyramide». Кимоно «Русский балет». Длинное облегающее платье из двойного сатина цвета «обожженого» топаза. Высокий ворот «водолазка», симметричный узор с применением инкрустрации трёх видов шелкового бархата золотистого цвета и топазов. Ну что ж, великолепный наряд, достойный королевы! Кстати о королевах…
Вся жизнь и творчество Кристиана Диора были проникнуты духом XVIII века. Эта эпоха служила источником вдохновения одновременно и для его творчества, и для создания атмосферы, в которой он любил работать. В работах Кристиана Диора находит отражение его любовь к пышным туалетам времен королевы Марии- Антуанеты и Второй французской империи.
В 1947 году, когда Диор представил на суд публики свою первую коллекцию, которую впоследствии окрестили «New Look» («Новый взгляд»), это была поистине революция в моде. После лет войны, заставляющих женщин оставить красоту в угоду удобству, это коллекция явилась одой женственности и элегантности. А ведь если присмотреться к силуэту коллекции «New Look» и к силуэтам моды середины XIX века можно найти много общего. Вот она, любовь Диора к историзму! Вот оно, ещё одно доказательство цикличности моды!
Отдельный зал ретроспективы отведён ароматам от Диор. Огромный флакон «Miss Dior» -первого парфюма Кристиана Диора соседствует с платьем из первой коллекции одежды «от кутюр». Но, как говорится, лучше один раз увидеть!
Предоставленный на суд читателя экскурс, хотелось бы закончить цитатой Жана Кокто о Диоре:
«Этот беспечный гений нашего времени, чьё волшебное имя таит в себе два магических слова: Бог (Dieu) и Золото(Or)».
Источник: http://www.masterica.ucoz.org |